Особый путь белорусского станкостроения

СТАТЬЯ ИЗ РУБРИКИ: «ОФИЦИАЛЬНО»

“The Special Path” of the Belarussian Machine-Tool Construction
This article represents a brief review of how the machine-tool industry of Belarussia was developed for the last two years and what plans of collaboration with the colleagues from Russia, Ukraine and other countries exist. Thus, the author covers the following information: the creation of the Belarussian machine-tool construction development programme, the examples of the successful policy, an effective cooperation with foreign partners.

В Беларуси развитие машиностроения вообще и станкостроения в частности идет своим оригинальным путем, отличным от российского и украинского, пользуется организационной и финансовой поддержкой со стороны государства. Цель принятой здесь специалной программы — внедрение импортозамещения, содействие созданию и развитию отечественных разработок, имеющих современный технический уровень. И как показывает практика, в Беларуси принцип вкладывания денег в развитие своего производства вполне себя оправдывает, благодаря чему станкостроение в этой стране не просто «выживает», а достаточно активно развивается.

И.С. Гаухштейн, лауреат премии Правительства Российской Федерации, к.т.н.,

Прежде всего, хотел бы отметить тот факт, что наша конференция проходит практически 15 лет спустя после того дня, как тогдашними руководителями Беларуси, России и Украины был подписан договор о ликвидации СССР. Немного перефразируя известное изречение, скажу: то было время разбрасывать камни — теперь пора их собирать.

Мой дальнейший рассказ — о том, как развивалась в последние 2 года станкостроительная промышленность Беларуси, какие существуют у нас в стране планы сотрудничества с коллегами из России, Украины и стран дальнего зарубежья.

Известно, что во времена СССР станкостроительная отрасль Беларуси была одной из самых развитых в Союзе: ею выпускались станки более 400 типоразмеров. Общий объем производства составлял почти 18 000 единиц металлообрабатывающего оборудования в год, или 15–18 % общесоюзного выпуска.

Сегодня станочный парк в Беларуси насчитывает около 140 000 единиц всех типоразмеров. Физический износ основных типов станков — финишных, координатно-расточных, зуборезных — составляет от 80 до 90 %. Естественно, технический прогресс в отрасли невозможен без обновления этого парка.

Для решения этой задачи в Беларуси правительством республики была создана группа по станкостроению, разработаны и приняты основы идеологии работы этого органа, а также целостная программа его деятельности. Для более успешного развития отрасли ее взялся курировать первый заместитель премьер-министра г-н В.И. Семашко. За основу работы был взят принцип максимальной защиты внутреннего рынка и поддержки конкурентоспособных белорусских производителей. Цель нашей программы, утвержденная на уровне руководства правительства Беларуси, — замена импорта промышленного оборудования на аналогичную отечественную продукцию везде, где это возможно, технически и экономически целесообразно. Ни одна закупка того или иного вида техники — не только станков, но и комплектующих для выпускаемого в Беларуси оборудования — не проходит без разрешения. Кроме того, было поручено проанализировать планы технического перевооружения заводов, составленные на период до 2010 года. На основе этих планов мы «сверстали» свой — комплексный — план развития белорусского станкостроения и производства комплектующих для станков, в т. ч. станочной электроники, систем ЧПУ и контроля качества, гидравлики и режущего инструмента.

Созданная нами программа имеет несколько взаимосвязанных направлений — например, создание современного высокоточного оборудования, расширение и обновление парка станков, совершенствование их конструкций, развитие научно-технического потенциала отрасли до уровня, соответствующего мировому станко-строению. Другое направление — снижение импорта инструмента, создание собственных образцов, обеспечивающих повышенную стойкость и производительность.

В целях реализации программы по нашему предложению правительством было принято решение о 100 %-м государственном финансировании работ по созданию опытных образцов новой техники, а также закупки комплектующих для них. Ранее заводы расходовали на это суммы из своих оборотных средств (которых, естественно, практически всегда не хватало, особенно в случае создания сложных наукоемких образцов оборудования). Деньги это сравнительно небольшие — в 2006 году они составили около 3 млн дол. США. На 2007 год запланировано около 6 млн. дол. США. Суммы эти планируются в госбюджете и являются строго подотчетными.

Приведу примеры оборудования, которое мы уже освоили или осваиваем, и что это дает экономике нашей страны.

При участии белорусских станкостроителей началось масштабное перевооружение отечественной автомобильной промышленности. В частности, на Минском автомобильном заводе реализуется программа модернизации производства с планируемым объемом финансирования около 300 млн дол. США. Из них в 2006 году из белорусских и российских источников, а также из дальнего зарубежья на закупку нового оборудования было инвестировано 40 млн дол. США, причем в основном приобретались станки, выпущенные в Беларуси. Проект перевооружения Минского тракторного завода предусматривает объем финансирования в размере около 700 млн дол. США, и в настоящее время (в начале декабря 2006 г. — прим. ред.) руководство завода рассматривает вариант закупки оборудования «под ключ» на сумму 60 млн Ђ. «Гомсельмаш» имеет проект модернизации производства на сумму в 300 млн дол. США. Есть свой проект перевооружения и у Минского моторного завода.

Что касается собственно станкостроительной промышленности, то за 2–3 года в Беларуси планируется освоить в производстве ряд новых моделей оборудования. Программой предусмотрено создание широкой гаммы токарных станков: с ЧПУ повышенной точности (то, чего раньше у нас не делали), многоцелевых двухшпиндельных патронных с диаметром обработки до 600 мм, токарных прутковых автоматов с повышенной точностью, токарных горизонтальных одношпиндельных полуавтоматов повышенной точности с ЧПУ и диаметром обработки до 560 мм, а также токарно-карусельных станков. Как показало наше исследование, на все это оборудование имеется повышенный спрос — причем мы исходим как раз из данных планов предприятий по техническому перевооружению. Производство упомянутых станков будет размещено на Гомельском заводе станочных узлов и на Барановичевском заводе автоматических линий.

Еще одна группа оборудования, которую мы развиваем, — фрезерные, расточные станки. Это оборудование в целом аналогично тому, которое производится в Стерлитамаке. Нами планируются к выпуску горизонтально-фрезерные станки с глобусным столом и вертикально-фрезерные станки. Фрезерную группу станков делают, в частности, на Гомельском заводе им. Кирова. Все это оборудование весьма удачно по конструкции и серьезно по своим возможностям, пользуется высоким спросом среди покупателей. Например, на одной из последних выставок имел место случай, когда станок купили на стенде.

Шлифовальную группу оборудования выпускает Оршанский завод «Красный борец». Он и раньше был одним из лучших заводов этого профиля в СССР, и сейчас остается «на уровне», делает плоскошлифовальные станки. Шлифовальное оборудование различных типов предлагает также витебский завод «Вистан».

Отдельное направление, которое мы готовы развивать, — зуборезные, зубошевинговальные и зубохонинговальные станки. К сожалению, на машины этого типа сейчас очень мал спрос, по-скольку по сравнению с «советскими» временами станкостроение в России и в Украине значительно снизило объемы производства. У нас станки этого типа традиционно делает завод «Вистан». Сейчас в Беларуси создана комплексная программа развития производства подобного оборудования, для него даже разработана специальная система ЧПУ. Станки соответствуют уровню ведущих европейских фирм, а цена на них — на 20–40 % ниже. Кроме того, «Вистан» уже приступил к изготовлению оборудования с так называемой развязанной кинематикой, позволяющего изготавливать цилиндрические зубчатые колеса по 5–6-й степени точности без дополнительной шлифовальной обработки.

Развиваем мы и кузнечно-прессовое оборудование, которое одно время незаслуженно было забыто. На базе завода Кузлитмаш в этом году изготовлен ряд прессов с ЧПУ с усилием на 63 и 100 т, причем на последнем использована только белорусская электроника.

Создается у нас и прогрессивное оборудование для производства пресс-форм методами магнитоимпульсной и электрогидроимпульсной обработки материалов.

Одна из составляющих частей нашей программы — унификация гидравлики на базе изделий «СКБ гидроаппаратуры» (его продукция, кстати, пользуется популярностью и в России, и в Украине).

Важнейшее направление — развитие собственных разработок по электронике и их внедрение в производство. Сегодня самыми популярными системами ЧПУ в СНГ являются «Сименс», «Фанук», «Мицубиши». Видя это, мы задались вопросом: неужели Беларусь, имея развитую базу производства электроники (например, завод имени Орджоникидзе, который в свое время делал системы управления для авиации и космической техники), не может освоить изготовление систем ЧПУ? Действенным ответом на вопрос стало изготовление в январе 2006 года первого опытного образца белорусской СЧПУ, которая затем была внедрена на 2 станках — одном токарном завода «МЗАЛ», другом — Витебского завода. Начаты промышленные испытания этого оборудования, планируется, что с 2007 года оно пойдет в производство.

Прежде чем приступать к изготовлению этих систем, мы все просчитали, провели сравнительный анализ, в том числе по стоимости. Основные потребители СЧПУ у нас — это Барановичи, «МЗАЛ», «Вистан», «Красный Борец» и Гомельский завод. Мы сравнили, какова цена на схожие по возможностям с разрабатываемыми нами системы «Сименс», «Мицубиши», и сколько будет стоить наша после ее освоения. Для токарных станков система «Сименс 802» стоит 22 тыс. Ђ, «Мицубиши» — 18 тыс. Ђ, наша — 10 тыс. Ђ. Более сложные: «Сименс 840» — 55 тыс. Ђ в полной комплектации с приводами, «Мицубиши» — 46 тыс. Ђ, а наша — 28 тыс. Ђ. Причем по такой цене мы сможем продавать нашу систему уже через год-полтора. Импортная СЧПУ, которой комплектуется на Гомельском заводе выпускаемый там обрабатывающий центр, стоит 47 тыс. Ђ, а наша, выполняющая те же функции, будет стоить 25 тыс. Ђ. Цена на нашу разработку почти на 40 % ниже. Мы подписали ряд соглашений, в том числе с российскими производителями: с Ивановским заводом тяжелого станкостроения, Стерлитамакским и Саратовским станкостроительными заводами. В них предусмотрено, что если наша система окажется сравнимого качества с зарубежными, россияне будут ставить на свои станки именно ее.

Конечно, основу комплектации, «мозги» наших систем мы покупаем у западных партнеров, прежде всего, у «Мицубиши». Недавно, кстати, делегация наших промышленников, возглавляемая замминистра промышленности, посещала Японию, в том числе фирмы «Мицубиши» и «Мазак», и «Мицубиши» заключила договор о расширении производства в Беларуси электронных компонентов.

Мы совместно развиваем также такое популярное направление, как производство контроллеров. Нами проведено исследование, которое показало, что Россия в 2005 году ввезла около миллиона контроллеров, Беларусь — около 240 тыс. «Мицубиши», видя такие объемы реализации, предложила нам организовать совместное производство контроллеров.

Особо стоит рассказать и о программе развития инструментальной отрасли, от качества продукции которой в значительной степени зависит работоспособность любого станка. Мы активно сотрудничаем в этом направлении с Московским инструментальным заводом, поставляем ему по кооперации оборудование, а взамен выяснили наши потребности и договорились о поставках инструмента на все белорусские заводы — фрез, долбяков, шеверов и протяжек. Более того, создана комплексная перспективная программа сотрудничества с этим заводом.

Мы также развиваем производство передового инструмента у себя в Беларуси, в частности, на Оршанском инструментальном заводе. Кроме того, на ОИЗ наладили совместный с фирмой «Искар» выпуск сборных торцовых и дисковых фрез. Испытания, проходившие в течение почти 3 месяцев на Минском тракторном заводе, а также на Минском автомобильном заводе, показали, что по стойкости этот инструмент не уступает продукции ведущих зарубежных фирм, а по цене — на 30 % дешевле. Объем выпускаемых фрез — до 1000 в год. Стоимость — около 600 дол. США (сам корпус) плюс компоненты конструкции. Первоначально по соглашению было предусмотрено, что продажа этих фрез будет осуществляться только на территории Беларуси. Однако после проведения упомянутых испытаний и ознакомления представителем фирмы «Искар» с тем, как налажено у нас производство, было разрешено по-ставлять фрезы и в Россию, и в Украину. Кроме того, есть перспектива (если качество инструмента будет подтверждено испытаниями самого «Искара») поставок фрез и в дальнем зарубежье.

Конечно, для реализации такой политики нужны средства, определенные усилия и настойчивость, но мы считаем, что нужно «слазить с иглы» поставок оборудования из-за рубежа. Иначе мы как промышленная страна потеряем свою самостоятельность.

Хороши применяемые нами меры или плохи — трудно сказать однозначно. Промышленность развивается, создаются новые образцы техники, квалифицированные инженеры-конструкторы и технологи не теряют работу — это хорошо. Предприятия ориентируются только на поддержку государства — это плохо. В любом случае, белорусское станкостроение, к удивлению многих, скажем так, живет и развивается, и нередко вполне конкурентоспособно на внешнем рынке.

Рекламодатели

Партнёры

Новостная рассылка

Будьте в курсе наших последних новостей. Оформите бесплатно персональную новостную рассылку.