Все к станку! Возродится ли станкостроение в России?

Усилия Российского государства по возрождению станкостроения пока не переломили депрессивных настроений в отрасли, но дали ей надежду на возрождение.

Правительство России предпринимает беспрецедентные налоговые меры и готово далее идти на уступки бизнесу на пути восстановления российской промышленности, в частности, ее станкостроительной отрасли. Эти намерения государства были вновь продекларированы главой российского государства и его помощниками на недавно прошедшем Санкт-Петербургском экономическом форуме: анонсировано субсидирование процентных ставок, поддержка фонда развития промышленности и инвестиционные субсидии для предприятий, реализующих проекты по импортозамещению.

Принятые профильные госпрограммы и созданный под крылом "Ростеха" интегратор АО «Станкопром» делают свое дело. Локализация производства и поддержка оборонной промышленности дала результат: станки можно увидеть на выставках, а представителей производств на форумах, где подписываются выгодные контракты.

Не видишь станок, а он – есть

При всем депрессивном и несовершенном образе российского станкостроения сегодня (большая зависимость от импортных комплектующих, потеря научной базы), на недавней выставке «Металлообработка-2015» на коллективной экспозиции можно было увидеть продукцию более чем десятка российских организаций.

ВНИИИНСТРУМЕНТ, ВНИИАЛМАЗ, НИПТИ «Микрон», СТП-САСТА, СТП Пермский завод металлообрабатывающих центров, СТП-ЕДМ Инжиниринг, Липецкое станкостроительное предприятие, Завод механических прессов, Институт лазерных и сварочных технологий ОНТИ СПбПУ, Числовая механика, Т-Платформы, KEB, Новатек, а также зарубежные партнеры по реализации в России совместных проектов по крупноузловой сборке: NILES-SIMMONS-HEGENSCHEIDT GmbH, фирма ГАЛИКА – это оптимизм отрасли. В том числе бывший банкрот, Савеловский станкостроительный завод, который обрел вторую жизнь под крылом «Станкопрома».

Спасительные санкции

Несмотря на постоянную пролонгацию западных санкций, число совместных предприятий с представителями стран-антагонистов, карающих Россию, уверенно растет. И, что немаловажно, новые производства обеспечиваются и деньгами, и кадрами. Помимо вышеупомянутых успешных заводов и намеченных при помощи государства стартапов, можно назвать и Ковровский электромеханический завод (КЭМЗ), который уже два года назад запустил в серийное производство станки с числовым программным управлением (ЧПУ) японской компании Takisawa. Изначально завод покупал эти станки у Takisawa.

По словам гендиректора КЭМЗа Владимира Лебедева, теперь завод «сможет не только продавать станки, но и производить, а также обучать работе на них».

Политические барьеры в виде санкций серьезно встряхнули отрасль. Как итог – появление новых предприятий. Например, строительство завода специальных электромеханических машин в Снежинске, где будут производить компоненты для буровых вместо тех, которые ранее поставляла компания «Сименс».

Государство проявило решимость выделять средства на НИОКР

Конечно, это капля в море в сравнении с теми десятками тысяч станков, которые ежегодно сходили с конвейера в Советском Союзе.

По мнению гендиректора «Проект Медиа» Анатолия Саутина, который занимался бытописанием отрасли в 90-е, мощь станкостроения была ослаблена, в частности, «из-за невозможности государства финансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и поддерживать заводы на плаву».

Сегодня государство проявило решимость выделять бюджетные средства на НИОКР. С 2015 года ежеквартально Правительство готово компенсировать станкостроителям значительную часть средств, потраченных на научные изыскания. Результаты этих разработок, правда, придется поставить на поток или вернуть средства в казну. Между тем, проводить эти исследования практически некому.

Дорогущие станки стоят, а работать на них некому

Понимание необходимости поддерживать отраслевую науку приходит региональным лидерам с открытием в их областях новых производств и с приездом высоких делегаций.
«Бесполезно делать или закупать станки, на которых некому работать, и совершенствовать эти технологии», – сказал в ходе одной из недавних своих поездок по Омской области вице-премьер Дмитрий Рогозин.

В следующем году Правительство включит в программу по развитию промышленности строку и о подготовке кадров. Пока для ракетно-космической отрасли и ОПК.

Руководитель ООО «Технологический проект» Георгий Кононов, запускающий станкостроительное СП с «Белстанкоинструментом», об одной из главных бед отрасли знает не понаслышке: дефицит кадров, которые смогли бы разобраться с высокотехнологичным оборудованием. Выступая на июньской отраслевой конференции в Челябинске, Кононов предостерег коллег от ситуации на Челябинском Тракторном заводе: «дорогущие станки стоят, потому что работать на них некому».

«За 30 лет произошла полная техническая революция в производстве станков для механообработки. Станки стали цифровыми обрабатывающими центрами, где все процессы управляются компьютером. Токари и фрезеровщики превратились в программистов высокого уровня. Стали программистами, конструкторами, технологами и материаловедами в одном лице», – рассказал "Rosnauka.ru" профессор, доктор физико-математических наук, научный руководитель ЦМИТ «Нанотехнологии», генеральный директор Центра перспективных технологий Игорь Яминский, который с коллегами разработал и недавно открыл производство станков с ЧПУ.

«На основе 30-летнего опыта создания систем сканирования и позиционирования в сканирующей зондовой микроскопии с точностью на уровне долей нанометра нами реализованы оригинальные решения по созданию токарных, токарно-фрезерных и гравировальных цифровых обрабатывающих центров», – говорит Яминский.

В рамках созданного в 2014 году при поддержке столичного правительства Центра молодежного инновационного творчества «Нанотехнологии» Яминский наладил и обучение своих будущих коллег новым технологиям. Впрочем, это редкий пример полного цикла – от разработки до производства – в современной России. Новые профессиональные кадры для станкостроения в масштабах страны только предстоит выучить.

Ряд производств, запуская новые или модернизируя старые линии, заблаговременно решают вопрос с кадрами. Так, в Туле при новом «НПП Станкостроительный завод Туламаш» открыли и учебный центр.

Минпромторг, в свою очередь, объявил об учреждении Совета молодежи ведомства, куда приглашают всю «заинтересованную молодежь предприятий», находящихся в сфере ведения министерства. Молодежь уже ждет инженерный лекторий Минпромторга и конкурс решения промышленных бизнес-кейсов.
Предприятие советской закалки, как ВИАМ, способно изготовить оригинальный, высокотехнологичный продукт.

Пока отрасль держится на научных кадрах прежней закалки. Так, по мнению первого заместителя гендиректора «Станкопрома» Евгения Полканова, отличной производственной базой с современным оборудованием является, в частности, Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ). «НИИ выглядит как серьезное производственное предприятие, способное изготавливать оригинальный, высокотехнологичный продукт», - говорит Полканов.

И на столичном заводе «Салют» не только не останавливали прежних наработок в станкостроении, но и продолжают развиваться, используя потенциал своих профессиональных конструкторов.

«Управление главного механика завода давно занимается станкостроительной тематикой, начиная с выпуска в 70-х годах прошлого века вибросверлильных станков и успешно работающих обрабатывающих центров для фрезерования моноколес. В настоящее время успешно модернизируются токарные обрабатывающие центры МДВ-20, прутковые автоматы «Цинцинати» и другие», – рассказал "Rosnauka.ru" директор филиала АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» НИИД Валерий Гейкин.

Освоен выпуск резьбошлифовальных, зубофрезерных, зубошлицешлифовальных станков различных моделей, запущены в эксплуатацию два обрабатывающих центра собственной конструкции для фрезерования лопаток турбин. Эти работы ведутся в содружестве с «ЗАО МСЗ Салют». При этом, по словам Гейкина, в основном производство «Салюта» оснащается импортными станками.

«В последнее время ряд зарубежных станкостроительных фирм начинают открывать в России свои сборочные производства, появляются заказы у отечественных станкостроительных заводов. Недавно организованное АО «Станкопром» играет роль организатора и интегратора сохранившихся станкостроительных производств. Решаются также вопросы государственного финансирования, однако не так быстро, как хотелось бы», – оптимистично отмечает Гейкин.

Почему «не так быстро», выяснилось на том же Питерском экономическом форуме: палки в колеса вставляют станкостроителям соотечественники.

Так, руководитель хоть и небольшого, но перспективного Троицкого станкостроительного завода Павел Лепин в своем выступлении, по сути, обрисовал основные проблемы, которые переживает станкостроение в России сегодня. Учитывая, что слушателем был Президент России, прогноз их решения – обнадеживающий.  

«Ни для кого не секрет, что за 20 лет отрасль станкостроения пришла в упадок. Сейчас мы начинаем «поднимать голову», выходить на рынки. Но негативный тренд сложился. Мы пытаемся его изменить, сломать. Проводится огромная работа Министерством промышленности и торговли РФ в рамках постановления Правительства РФ №1224 и в рамках 44-го закона. По этому закону, предприятия обязаны проводить экспертизу российских аналогов. И вот тут встает проблема – нежелание предприятий покупать российское оборудование, и попытка обойти это постановление, чтобы купить импортное. Только в прошлом году было отклонено 30 заявок, и, по итогам проведенного анализа закупок, было приобретено всего 5% российского оборудования», – рассказал Лепин.

В 2014 году было приобретено всего 5% российского оборудования.
Большую часть торгов выигрывают дилеры иностранных компаний.
В СМИ уже не первый год кочуют цифры, согласно которым за 20 лет годовой объем производства в отечественном станкостроении упал в десятки раз: с 70 тысяч до порядка 3 тысяч машин.

В реальных цифрах все выглядит не так плачевно. Хотя отчасти подтверждает подсчеты Лепина.

По данным электронной торговой площадки ТендерПро, предоставленным "Rosnauka.ru", 2015 год не отличается от предыдущих лет. За истекший период 2015 года через систему проведено 85 конкурсов по номенклатуре «станки». Компаний-поставщиков станков и запчастей к ним в системе зарегистрировано 685. Большинство компаний – это дилеры, как иностранных заводов, так и отечественных производителей.

Зависимость отрасли от импорта пока очень высока.

«К сожалению, большую часть торгов выигрывают дилеры иностранных компаний, так как у них получается предложить лучшие цены, да и часто отечественный аналог попросту отсутствует, – рассказала "Rosnauka.ru" начальник отдела маркетинга ЭТП ТендерПро Елена Астафьева. – Многие станки при закупке попадают в категорию «сложная закупка». Поставщиков к таким торгам приглашают не только автоматической рассылкой по базе, но и обзванивая вручную. Российские производители неохотно идут в конкурсы, так как понимают, что не конкурентны по цене», – уточняет Елена.
Доля импорта в отрасли 90%.

Станкостроители ждут налоговых послаблений

Кроме того, заказчики из крупного бизнеса не горят желанием заключать контракты, если поставщик работает на упрощенной налоговой системе.

Мешают развернуться и большие ставки по кредитам. Так, по словам главы российской ассоциации производителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент» Георгия Самодурова, средств, полученных в виде аванса от заказчика, 15–20% от стоимости станка, на обновление парка станков не хватает.

По словам Самодурова, «для выполнения заказов на современный агрегат у наших заводов есть два пути: это финансовые кредиты и получение аванса у заказчика оборудования. Цикл производства часто составляет от полугода до года. А для выпуска нового станка необходимы еще и комплектующие изделия. Между тем, «гидравлика» и ЧПУ, которые заказываются заблаговременно да еще под 100% предоплаты, занимают до 40% от общей стоимости станка. Но ведь с авансового платежа приходится выплатить 18% НДС!»

Предприниматели в один голос просят государство ввести и налоговый вычет на инвестиции. Ведь новый тренд, отпустить налоговые вожжи для «гринфилдов» – создающихся с нуля технопарков, не учитывает потребность в модернизации и обновлении изношенных фондов и стареющих кадров уже состоявшихся предприятий.
Отрасль надо выстраивать постепенно: сборочные заводы, производство компонентов, а затем комплектующих.

Но и при нынешнем положении дел станковики знают, как выжить.

«Так как мы занялись станкостроением, ничего нового не придумали. Чтобы конкурировать на равных, достаточно тех инструментов, которые у нас сегодня есть. Сейчас на первом этапе надо поставить как можно больше сборочных заводов. На втором этапе можно поставить производство компонентов, на третьем – комплектующих. А как это можно сделать? Повысить те же пошлины на готовую продукцию, но понизить пошлины на компоненты. На втором этапе повысить пошлины на компоненты и понизить пошлины на комплектующие. И на третьем – повысить пошлины на комплектующие и убрать пошлины на готовые изделия. То есть мы окажемся в рынке, но уже со станкостроительной продукцией», – передал «рецепт» Владимиру Путину Владимир Лебедев (КЭМЗ).

Если большую часть компания отдает на НИОКРы, то ставка может быть снижена до нуля.

«Что касается налога на прибыль, например, есть страны, где по налогу на прибыль изначально ставка больше. Но за счёт того, что если большую часть компания отдаёт на НИОКРы, то ставка может быть снижена до нуля. То есть это вот такие прогрессивные инструменты, которые стимулируют бизнес вкладывать деньги, вот таким простым и чистым способом действуя для развития», – заметил Президенту Георгий Чуйко, председатель Совета директоров «Воронежсельмаш», завода, где наладили полный цикл производства элеваторов. Полностью модернизированный завод не обошелся без иностранной локализации. Однако при этом открыл свое научное бюро.

Семь лет назад в Воронеже изучили инновационный продукт – фотосепараторы и усилиями своих ученых не только повторили, но и запустили серийное производство. Сегодня «Воронежсельмаш» выпустил уникальный оптоволоконный лазерный сепаратор, который получил европейские патенты с перспективой выхода на экспорт.

Заграница нам поможет

В мае 2015 года «Станкопром» подписал ряд многомиллиардных инвестиционных соглашений: с 2016 по 2020 годы «будут запущены более десятка новых производств, основанных на достижениях российской инженерно-технической мысли, включая применение нанотехнологий».

В частности, россияне создадут СП с французами, которое займется производством и сервисом крупногабаритных высокоточных 5-координатных фрезерных станков на территории России и создаст профильный учебный центр, где по программе подготовки специалистов для комплектования предприятий смогут повысить квалификацию студенты вузов и колледжей. В другом, российско-германском СП стороны объединят усилия по созданию сервисного и гарантийного центра обслуживания станков.

Снова догнать, а потом перегнать

Главный тренд отечественного станкостроения – это интеграция мирового опыта. СССР уже не вернуть, а Россия – государство молодое. «В первую очередь, речь идет о формировании благоприятной экономической среды, способствующей развитию станкостроения, через создание совместных предприятий с ведущими иностранными станкостроительными компаниями и осуществление функции контроля импорта станков в Россию», – сказано в программном заявлении руководства «Станкопрома».

Депрессивные настроения в отрасли – это, скорее, инерция от негативных лет развала постсоветского пространства, псевдоэффективных менеджеров и постоянной скачки иностранной валюты, к которой производители привязаны.

По словам Георгия Самодурова, на каждом заседании совета директоров в его Ассоциацию вступают 5–6 новых организаций. Только в текущем году это, по большей части, представители малого и среднего бизнеса, так необходимого для развития станкостроения и поддержки неповоротливых крупных игроков отрасли.

И это только первые ростки: потенциал для роста – огромный. По данным, опубликованным на сайте института «Станкин», специальностью «Машиностроение» желают овладеть 58 абитуриентов при плане набора 50. «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» готовы осваивать лишь 33 абитуриента из 50 запланированных вузом.


Подробнее: http://rosnauka.ru/publication/624

Рекламодатели

Партнёры

Новостная рассылка

Будьте в курсе наших последних новостей. Оформите бесплатно персональную новостную рассылку.