В рамках выставочных реалий

СТАТЬЯ ИЗ РУБРИКИ: «СОБЫТИЯ»

Все фирмы, регулярно принимающие участие в выставках, знают, что стоимость участия в этих мероприятиях неизменно растет. Да так, что выходит на уровень цен за хорошо «раскрученные» европейские площадки. Мало того: при застройке площадей экспоненту приходится общаться с большим количеством исполнителей, зачастую монополистов, а следовательно, диктующих не всегда адекватные цены за оказанные услуги. Например, на московских площадках приходилось слышать от участников о вынужденном сокращении площадей из-за стоимости квадратного метра. Зарубежные экспоненты говорили о том, что дешевле станок довезти из Европы к воротам выставочного комплекса, чем затем доставить от ворот и разгрузить на месте дислокации. Все это негативно сказывается на наполнении выставки интересным оборудованием. Ведь большинство специалистов приходят на выставки, чтобы собственными глазами увидеть его в действии. Может настать момент, когда все эти факторы в конце концов затормозят развитие многих, сегодня достаточно популярных выставок. С этими соображениями мы обратились к вице- президенту  выставочной кампании «Примус-Украина» Александру Петровичу ТИГУНОВУ.

— К сожалению, эта часть выставочного процесса зажата в рамки реалий. Монополизация выставочных площадок отрицательно сказывается на самих выставках. Компании, обслуживающие эти мероприятия, в частности, экспедиционные компании, находятся не под влиянием организаторов, а под давлением массы других факторов. Например, они, по сути дела, вынуждены отдавать завуалированную дань или процент выставочным центрам, застройщик, в свою очередь, вынужден платить какие-то проценты выставочному центру, и при этом он на эти проценты поднимает стоимость своей работы для заказчика. Такая же ситуация и по другим позициям. Организатор, конечно, при условии, что если он не связан с выставочным центром какими-либо корпоративными обязательствами, всегда будет бороться с такой монополизацией. К сожалению, у него не так много возможностей повлиять на этот процесс. Раньше об этом мы говорили в полголоса, потом все громче, а в настоящий момент осознали, что эти заявления не дают практических результатов, поэтому и сохраняется тенденция увеличения стоимости услуг выставочного процесса.

— Зачастую это приводит к уменьшению количества участников и размера занимаемых ими выставочных площадей. В результате участники не могут должным образом представить свое оборудование.

— Сложившаяся ситуация известна всем, но мы никоим образом не можем на нее повлиять. Это невозможно осуществить, не согласовывая действия всех организаторов выставок. Завуалированная монополизация ценообразования владельцами выставочных помещений очевидна, однако в рамках существующего законодательного поля невозможно ничего изменить. Компании, обслуживающие выставки, повышая расценки на те или иные позиции, исходят из того, что им выгодно на сегодняшний день. А нам некуда деваться, и мы вынуждены с ними соглашаться, поскольку для организатора брать эту работу на себя нереально — это отдельный вид деятельности, который должны осуществлять фирмы, занимающиеся им профессионально. Также мы не можем влиять на стоимость услуг заявлениями о том, что вместо некой фирмы эти услуги будет оказывать другая, выбранная нами. Так происходит потому, что, как правило, существует лоббирование со стороны владельцев выставочных помещений, и если на данной территории работает фирма А, то фирма Б либо не работает вообще, либо работает в очень ограниченном объеме, что приводит к отсутствию конкуренции. В таких условиях цены растут всегда. Особенно это касается тех фирм, которые аффилированы с выставочными центрами. Мы пытаемся с этим бороться всеми доступными способами, но практические результаты этой борьбы более чем скромные. Если у организаторов не появится возможность ограничить подобные процессы, то ситуация может выйти из-под контроля.

— По Вашему мнению, государство не вмешается и ничего не сделает?

— Я не вижу, во всяком случае, в ближайшей перспективе, возможности вмешательства государства. Кроме того, как показывает практика, всегда найдется заинтересованная вторая сторона, которая сведет на нет все усилия чиновничьего аппарата.

— То есть участникам выставок остается только подчиниться текущим реалиям и закладывать все большие расходы на участие в выставках?

— Бюджет выставок и стоимость участия в них постоянно растут. На это есть вполне объективные причины. Во-первых, инфляция, во-вторых, стоимость энергоресурсов, которая прямо сказывается на стоимости аренды площадей, в- третьих, растет заработная плата, которая, соответственно, также перекладывается на плечи участника. К сожалению, кроме объективных показателей, к существенному увеличению стоимости участия в выставке приводят и субъективные. Однако прекращение совместной борьбы окажет нам медвежью услугу и, вполне возможно, начнется сокращение объемов выставочных площадей. Могут сложиться такие условия, при которых участнику проще и дешевле, используя современные средства коммуникации, устроить демонстрацию своих возможностей в Интернете, а не только на выставках, в таком случае объемы выставочных площадей значительно уменьшатся. Но, в любом случае, демонстрация действующего оборудование остается демонстрацией действующего оборудования, и что бы потенциальный потребитель ни услышал, ни увидел в Интернете или в видеозаписи — это не произведет такого впечатления, как непосредственное общение с производителем, прямое наблюдение оборудования в работе. Только в этом случае можно уловить все нюансы, которые невозможно осознать из материалов, представленных в электронном виде.

— То есть организаторы выставок находятся между молотом и наковальней.

— К сожалению, это именно так.

— И повлиять на этот процесс можно только в том случае, если участники каким-то образом коллективно договорятся и уже через вас будут предъявлять свои требования к держателям площадей?

— По моему мнению, такая попытка не принесет желаемых результатов. Только при уменьшении объемов выставок, когда владельцы площадей реально прочувствуют потерю прибыли, мы сможем пересмотреть некоторые позиции ценообразования. Все остальные теоретические измышления не дадут никаких результатов. Всегда найдутся аргументы для обоснования тех или иных расходов. Например, компенсировать решение какого-нибудь городского совета о повышении арендной платы. Поэтому, к сожалению, только реальные факты уменьшения объемов, причем по многим тематикам одновременно, заставят выставочные центры пересматривать свои позиции.

— Но, честно говоря, в реальности такой перспективы верится с трудом — поскольку вы, как организаторы, будете прикладывать все усилия для того, чтобы количество участников не уменьшалось...

— Естественно, именно это мы и делаем. Одной из наших главных задач является обеспечение не только экономически обоснованной стоимости участия, но и значимости самой выставки. Поэтому мы всегда отстаиваем интересы наших участников, другое дело, что это не всегда удается. И надо сказать, что если коллективное воздействие организаторов не приводит к исчезновению негативных явлений, то хотя бы тормозит их тенденцию. Причем это регулярно обсуждается на наших локальных собраниях, проводятся «круглые столы», а затем и совместные попытки убедить, донести до тех структур, которые поднимают свои расценки, что это в конечном итоге приведет к ухудшению их положения. Ведь вовсе не обязательно иметь рентабельность 200, 300 или даже 500 %! Такие показатели остались у нас со времен становления рынка. Вся традиционная рыночная экономика имеет рентабельность, которая измеряется единицами процентов, то есть нормой считается 8–12 %. К такому уровню рентабельности надо постепенно переходить и нам, закладывать его в свои сметы. Конечно, всегда присутствуют какие-либо колебания на рынке, к примеру, цены на энергоресурсы приводят к тому, что в холодное время года расходы на них довольно сильно сказываются на вторичных затратах по проведению выставки, суммируясь с прямыми затратами на аренду площади, что не может не сказываться на ценовой политике. Однако базовые функции выставочного центра остаются базовыми функциями, и поэтому его необходимо использовать по прямому назначению, а не нацеливаться на сиюминутные мероприятия, которые, конечно, могут приносить хотя и высокую, но одноразовую прибыль. Если ориентироваться на долгосрочную перспективу, то автоматически должно выработаться правильное позиционирование относительно организаторов, что сразу отразится и на участниках. К сожалению, проблема остается, и мы ее ощущаем уже не первый год.

Рекламодатели

Партнёры

Новостная рассылка

Будьте в курсе наших последних новостей. Оформите бесплатно персональную новостную рассылку.